Рериховская Карелия

Мы никогда не забываем время, проведённое в имении д-ра Реландера…

Н.К. Рерих

В поразительном по своим масштабам и результативности жизненном пути Рериха и его семьи немало было периодов, отличавшихся особой значимостью и дерзновенностью, величайшей ответственностью и, конечно, напряжением сил.

Без сомнения, невозможно недооценить более чем сорокалетний петербургский период жизни и творчества Н.К. Рериха, заложивший основы всех дальнейших достижений. Оценивая чрезвычайную трудность ряда рериховских свершений, кто-то на первое место поставит московский период жизни Рерихов и их близких, когда, передавая Послание Махатм Востока советскому правительству, они имели дело, в том числе и с «самыми страшными людьми», а «малейшее сомнение или содрогание могло принести разрушение» [1]. Кто-то особо отметит посольство к Далай-ламе XIII с грозившей смертью во время непредвиденной зимовки на плато Нагчу. А кто-то особенно восхитится напряжённой работой Рериха и его сотрудников в предгорьях Белухи на Алтае летом 1926 года.

 Но вряд ли сегодня среди наитруднейших свершений Николая Рериха многие укажут на время, которое он назвал «временем крайней нужды» [2], временем тяжелейшей тревоги за судьбу России и мира, когда Николаем Константиновичем был сделан решающий шаг к принятию на свои плечи огромной тяготы во имя утверждения на Земле культуры духа. Об этом времени и месте, к сожалению, знают немногие. Это – залив Юхинлахти, расположенный в окрестностях карельского города Сердоболя (ныне Сортавала). Сюда, в имение Оскара Реландера, расположенное на поросшем соснами и елями берегу Ладожского озера, серьёзно больной Рерих и его семья приехали в середине мая 1917 года.

 

Имение О. Реландера у залива Юхинлахти. Фото 1890-х гг. [3]

Здесь прошла первая часть карельского периода жизни Рерихов, продлившаяся с середины мая по конец сентября 1917 года. Вторую часть своего пребывания в Карелии Рерихи провели в Сердоболе. С наступлением лета 1918 года они выехали на остров Тулолансаари, в просторечии Тулон, где с начала июня по конец сентября они и жили до конца своего пребывания в Северном Приладожье.

Насколько неслучайным оказалось то место, где они поселились по приезде из Санкт-Петербурга, почти сразу же поняла Елена Ивановна, узнав в обрамлённых кустами шиповника аллеях усадьбы Реландера те самые, которые видела во сне незадолго до отъезда в Карелию. Это вскоре оценил и Николай Константинович. Несмотря на медленно отступавшую хроническую болезнь лёгких, ему потребовалось всего четыре месяца, проведённых в Юхинлахти, для выздоровления. Они оказались особенно плодотворными во многих отношениях. Одно лишь перечисление живописных полотен, созданных там, заняло бы слишком много места. Но дело даже не в количестве художественных и литературных произведений, созданных художником в Юхинлахти, а в том, что этот период жизни стал уникальной срединной точкой его жизненного пути. В этом средоточии, вобравшем в себя лучшее из культурного и духовного опыта русского периода жизни Рериха, родился, пусть ещё вчерне, образ того дела, которому он решит посвятить всю дальнейшую свою жизнь, – дела внесения в жизнь человечества основ культуры духа.

Вид на местонахождение усадьбы О. Реландера. Фото 2001 г.

При мыслях о нелёгкой судьбе рериховского памятного места в Юхинлахти возникает исполненный внутренней силы женский образ, запечатлённый Рерихом на его картине «Ждущая». Ведь долгие годы, более сорока лет, рериховская Карелия верила и ждала, что её особо значимое памятное место – залив Юхинлахти – будет достойно прославлено международным рериховским движением, создающим музеи и культурные центры в местах особо значимых свершений Николая Рериха.

Н.К. Рерих. Ждущая

Однако с марта 2017 года судьба памятных мест в заливе Юхинлахти стала трагичной. И это несмотря на то, что согласно Приказу Министерства культуры Карелии № 38 от 18.02.2000 усадьба О. Реландера является памятником культуры республиканского значения. Да, это именно происходит тогда, когда рериховское движение наконец-то пришло в Карелию. Дело всё в том, что это место подверглось длящемуся уже больше года (!) уничтожению и разрушению.

Для того чтобы рериховское движение, как российское, так и международное, объединившись, сказало твёрдо и решительно могучее рериховское «Не замай!», мы все должны ясно понимать, что лежит сегодня на чаше весов и почему мы не можем отступить и поступиться памятным рериховским местом в заливе Юхинлахти. Это значит, что мы чётко и ясно должны представлять, в чём же, собственно, состоит непреходящая культурная ценность этого памятника культуры.

Для этого нужно как бы с высоты птичьего полёта окинуть взглядом жизненный путь Рерихов и обратить внимание на многоплановую причинную связь между карельским «затишьем» и последовавшим за ним периодом взрывообразного, чрезвычайно интенсивного осуществления ими планетарных по масштабу разнообразных культурных проектов и начинаний.

Уже с первых дней жизни Рериха в Карелии его особенно тревожила картина духовной и социальной деградации человечества, проявившаяся в катаклизмах Первой мировой войны и русской революции. Николай Константинович напряжённо ищет первопричины происходящего в мире и находит их в подавлении господствующей «механической» цивилизацией духовных основ человеческой личности, что и вовлекает народы в пропасть нового одичания.

И тут на помощь Рериху пришло само место, в котором он поселился в Карелии. Таким долгожданным Знаком, указавшим Н.К. Рериху на перспективность его исканий путей возрождения человечества, оказалось даже название залива, где они жили. Ведь в переводе с финского он называется «Единение». Об этом спасительном знаке Рерих пишет в письме А. Бенуа: «Помни, что я живу на Yhinlahti, а в переводе: на Заливе Единения. Само место- жительство напоминает о том, что нужно, чтобы спасти культуру, спасти сердце народа»[4]. Так название залива подсказало наинужнейшее для спасения культуры дело – объединение деятелей культуры перед лицом угрозы духовного вырождения человечества.

Уже с первых дней жизни Рериха в Карелии его особенно тревожила картина духовной и социальной деградации человечества, проявившаяся в катаклизмах Первой мировой войны и русской революции. Николай Константинович напряжённо ищет первопричины происходящего в мире и находит их в подавлении господствующей «механической» цивилизацией духовных основ человеческой личности, что и вовлекает народы в пропасть нового одичания.

И тут на помощь Рериху пришло само место, в котором он поселился в Карелии. Таким долгожданным Знаком, указавшим Н.К. Рериху на перспективность его исканий путей возрождения человечества, оказалось даже название залива, где они жили. Ведь в переводе с финского он называется «Единение». Об этом спасительном знаке Рерих пишет в письме А. Бенуа: «Помни, что я живу на Yhinlahti, а в переводе: на Заливе Единения. Само место- жительство напоминает о том, что нужно, чтобы спасти культуру, спасти сердце народа»[4]. Так название залива подсказало наинужнейшее для спасения культуры дело – объединение деятелей культуры перед лицом угрозы духовного вырождения человечества.

Обобщая содержание карельских очерков Рериха – «Единство», «Священный огонь» и «Ко времени», можно убедиться в том, что задуманный им во время жизни в Юхинлахти проект будущих культурных построений представлял собой объединение трёх видов единства. Первый – задавал высшую цель человечества – достижение глубокого духовно-культурного единения народов, которое, по мысли Рериха, является столь же неотъемлемым достоянием духовной жизни человечества, как и «мечта о золотом веке». Второй вид – единение личности человека и его духовной основы – был источником стремления народов к мировому единению. Спасительная миссия красоты и искусства, согласно Н. Рериху, состоит в том, что они восстанавливают и укрепляют этот второй, важнейший для полноценного бытия человека вид единства.

Третий вид – единение деятелей культуры. Оно и составляло ту социальную силу, которая могла обеспечить достижение двух первых видов единства.

Задуманный Рерихом план возрождения человечества является выдающимся миротворческим проектом. Ведь мир, по своей сути, есть не что иное, как состояние духовно-культурного единения, становящегося основой для многообразных форм человеческого сотрудничества. Миротворческую суть созданного им проекта Николай Константинович позднее выразит в своём знаменитом призыве «Мир через Культуру».

Особую роль в своём проекте Рерих отводит России. Ведь в ней он видит величайшую миротворческую и одухотворяющую силу. Великая русская равнина, по мнению Рериха, являлась хранительницей основополагающей культурной «матрицы» будущего единения народов. Таковой он считает слагавшееся тысячелетиями евразийское культурное пространство.

Последующая жизнь Рериха и его семьи убедительно подтвердила осознанного в Юхинлахти проекта. Нетрудно увидеть, что вся последующая деятельность Рерихов явилась воплощением в жизнь юхинлахтинского проекта. Как известно, почти сразу же после выезда из Карелии – в 1920 году Николай Константинович обращается к мировой культурной общественности с призывом создать новый, неполитический IV Интернационал – интернационал деятелей культуры, который должен был стать социальной инфраструктурой возрождения человечества.

Затем Рерих успешно осуществляет целый ряд поражающих воображение международных культурных инициатив, конкретизирующих выдвинутую им идею IV Интернационала. Это и объединяющие деятелей культуры организации – Cor Ardens, Corona Mundi и Институт объединённых искусств в Нью-Йорке. Далее последовали такие великие начинания, как «Пакт Рериха» и Всемирная лига культуры, идея которой легла в основу ЮНЕСКО.

Таково огромное культурное значение начального – юхинлахтинского периода жизни Рерихов. В их жизни было много трудных «высокогорных перевалов» и один из них тот, на который поднялся дух Николая Константиновича во время его жизни в Юхинлахти. С его высоты ему открылось пространство предстоящего героического пути.

Конечно, столь значимое памятное место, как залив Юхинлахти, не могло не привлечь внимание деятелей карельской культуры. Вот краткое изложение истории культурного освоения и обустройства территории залива Юхинлахти.

1. Начиная с 1991 года посещение залива Юхинлахти становится важнейшей частью экскурсионного маршрута: «Рерихи в Северном Приладожье», организованного государственным Музеем Северного Приладожья.

2. С августа 1992 года обустройством залива Юхинлахти активно занимается культурный центр «Валаам», руководимый Т.Л. Шевелёвой (фото 2). Его усилиями были воздвигнуты поклонный крест, часовня, посвящённая Преподобному Сергию Радонежскому, и звонница.

Поклонный крест, часовня и звонница в Юхинлахти

3. В 1991 году исполнительный комитет Сортавальского Совета народных депутатов принимает решение об отводе земельного участка площадью 0,3 га под строительство здания Рериховского центра в заливе Юхинлахти.

4. В 1995 году Петрозаводский центр по охране памятников культуры начинает работу по обследованию памятного места, а также работу по определению точных границ усадьбы О. Реландера.

5. В 1996 году на основе материалов, подготовленных Центром по охране памятников, экспертная комиссия Министерства культуры Карелии принимает решение о присвоении усадьбе О. Реландера статуса памятного места, связанного с пребыванием в Карелии Н.К. Рериха.

6. Памятное место, связанное с пребыванием летом 1917 г. в усадьбе Реландеров Н.К. Рериха, поставлено на государственную охрану постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 25.05.1998 № 33 и в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.12.2016 № 63503-р, зарегистрированного в качестве объекта культурного наследия.

7. С середины 1990-х годов Санкт-Петербургская общественная организация «Мир» и Карельская общественная организация «Свет Ладоги» ведут активную краеведческую и просветительскую работу с молодежью региона.

8. С конца 1990-х – начала 2000-х годов Рериховский центр СПбГУ и Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в течение ряда лет организуют с Музеем Северного Приладожья серию выставок факсимильных копий картин Н.К. и С.Н. Рерихов, популяризируя их в Карелии.

9. Начиная с 2007 года Петербургский исследовательский фонд Рерихов, Карельская общественная организация «Свет Ладоги» и проект «Карелия: мифы и реальность» организуют ряд исследовательских экспедиций по местам жизни и творчества Николая Константиновича в Карелии. Особое внимание в экспедиционной работе было уделено заливу Юхинлахти, где был выявлен ряд ландшафтов, запечатлённых на живописных полотнах Н.К. Рерихом. По материалам экспедиционной работы в 2009 году А.П. Соболевым была написана и издана книга «Памятные места семьи Рерихов в Северном Приладожье».

Но по-настоящему широкий размах культурной работы в республике начался в канун 100-летнего юбилея карельского периода в жизни Рерихов. Это время, а именно 2017–2018 годы, стало началом нового открытия рериховской Карелии. Этот замечательный подъём прежде всего был вызван тем, что ко времени юбилея сблизились, нашли друг друга два ранее самостоятельно развивавшихся направления культурной работы. Первая из них – краеведческая работа по выявлению памятных мест, связанных с Рерихом. Вторая – исследовательская работа современного рериховедения по раскрытию истинного значения карельского периода в жизни Рериха, о котором говорил в своё время основоположник рериховедения П.Ф. Беликов.

В результате этого сотрудничества возникла уникальная партнёрская программа двухлетней культурной работы по созданию в Карелии особого культурного пространства. В рамках этой программы уже проведена следующая работа:

Культурный Центр "Держава Рериха"

Культурный Центр и его сотрудники - неустанные труженики. Их силами был построен выставочный зал на берегу Ладожского Озера, посвященный выдающемуся всемирноизвестному художнику Н.К. Рериху и его семье.

 

Читать дальше

 

  • Рериховская Карелия
  • Рериховская Карелия
  • Рериховская Карелия

© 2019 Культурный Центр "Свет Ладоги" - Держава Рериха. 

Республика Карелия, город Сортавала

остров Риеккалансаари

e-mail: SanatKumaraOm@gmail.com

Телефон: +7 921 22 32 99 7